
Когда родитель обращается с ребенком к психоаналитику с той или иной сложностью, часто на первой встрече психоаналитик принимает родителей и ребенка вместе. Родитель высказывает свои тревоги, сложности, которые его беспокоят в поведении ребенка. Затем, если это возможно, родителей просят выйти из кабинета, чтобы пообщаться с ребенком отдельно.
Очевидно, что родителям интересно понять, что происходит с их ребенком в кабинете. Эта статья направлена на то, чтобы прояснить для родителей, что же происходит в кабинете детского психоаналитика, когда там нет родителей.
Для начала следует отметить, что кабинет детского аналитика отличается от кабинета взрослого психоаналитика. Ведь ребенок не может лечь на кушетку и следовать основному правилу: «говорить все, что приходит в голову». В работе с ребенком используется «разговор», но чаще всего он «говорит» не столько с помощью слов, сколько с помощью игры, комментариев во время игры, жестов, мимики, спонтанных ошибок, рисунков. Поэтому в кабинете детского психоаналитика есть карандаши, бумага, игрушки, пластилин и прочие материалы, которые помогают ребенку «говорить» о своих сложностях, переживаниях, страхах. Когда ребенок приходит в кабинет ему озвучивается, что он может делать здесь все, что захочет – играть, рисовать, говорить, кричать, прыгать и прочее. Главное, чтобы это не было опасно для его жизни или жизни аналитика. Все проявления ребенка в кабинете становится материалом для анализа в контексте заявленного запроса. Нарушения в поведении, симптомы — это способ ребенка выразить свои переживания в таком своеобразном, не сразу понятном, зашифрованном виде. Работой детского психоаналитика становится понять, расшифровать эти проявления ребенка. Затем озвучить их самому ребенку уже словами (это позволяет переработать тяжелые эмоции, аффекты ребенка), возможно, увидеть искажения в его представлениях, изменить их опять же в беседе с помощью слов.
Т.е. в кабинете детского психоаналитика, когда там нет родителей, дети играют, рисуют, смеются, кричат, кидают игрушки, размазывают пластилин, делают из них зверушек, человечков и что только они там не делают. Единственное правило, за соблюдением которого следит аналитик, чтобы это не было опасно для его жизни или жизни психоаналитика. Все эти действия, эмоции ребенка расшифровываются, переводятся в слова, что позволяют увидеть его внутренние сложности, обсуждаются их, при необходимости и с родителями. Это позволяет изменить состояние ребенка, преодолеть психологические сложности, выработать более адаптивные формы поведения и привнести в жизнь ребенка и его родителей больше радости и удовольствия.