— «Я бы не легла!»

          На одном тренинге по планированию время, я познакомилась с женщиной лет 35. В перерыве мы разговорились, и когда она узнала, что я психолог, рассказала, что сама ходила к психологу. Он ей очень помог и она благодарна ему. Тут у меня проснулся профессиональный интерес: сейчас много направлений в практической психологии, каждый специалист использует методы гештальттрапии, нарративной психотерапии, психоанализа, транзактного  анализа, техники НЛП, и прочее. И мне захотелось узнать, как работали с ней, какой подход использовался, как проходили встречи, и что именно ей помогло. Женщина рассказала, что иногда она рисовала, чаще говорила, психолог задавал ей вопросы, комментировал ее рисунки, слова. Дальше как психоаналитику мне стало важно: сидела ли она во время встречи или лежала на кушетке? На что моя собеседница округлила глаза и сказала, что «СИДЕЛА, КОНЕЧНО». Немного отойдя, она продолжила: «А что кто-то лежит?….. Нет. Я бы не согласилась лечь».

   После этого разговора я попыталась представить, что было бы, если она пришла впервые к психоаналитику, ничего не зная о психоанализе (о то, как он работает), и психоаналитик предложил ей лечь на кушетку?

Минимум — шок. Чтобы этого не произошло с теми, кто также редко сталкивался с психоанализом, смутно представляет, как он работает, но размышляющий о возможности обратиться за помощью в решении своей проблемы к психоаналитику, я и решила написать эту статью. Конечно, и у разных психоаналитиков техника может отличаться,  здесь я буду писать большей частью о том, как работаю именно я. Хотя моменты, характерные для работы любого психоаналитика, я буду оговаривать.

Итак, клиент позвонил мне, и по телефону мы договариваемся о времени и месте первой встречи, стоимости, также я прошу при изменении в планах клиента сообщить об этом мне.

Обычно первая встреча — это знакомство. Я провожу ее глаза в глаза (т.е. клиент и аналитик сидят друг напротив друга). Клиент рассказывает о себе, в чем состоят его психологические трудности, чтобы он хотел получить в результате наших встреч, был ли он ранее у психолога. Со своей стороны я рассказывает о том, как именно мы будут вместе работать над проблемой клиента.

Во время первых встреч клиент и психоаналитик примеряются друг к другу (обычно 3-5 встреч). Клиент решает, подходит ли ему метод аналитика, согласен ли он потратить деньги и время,  необходимые для терапии и вообще симпатичен ли ему психолог, как человек (ведь с ним придется видеться достаточно много времени). Психоаналитик также решает, возьмется ли он за ведение данного случая или нет. Если нет, то он порекомендует более опытного аналитика, специализирующегося именно на спектре проблем данного клиента. Если и клиент согласен работать с данным специалистом, и психолог готов работать с данным клиентом, они принимают решение о совместной работе. Еще раз оговаривают оплату, частоту встреч  (обычно это 1-2 раза в неделю, хотя есть случаи, когда встречи более часты), место встреч (обычно оно одно) и то, сколько будет длиться каждая  (около 50 минут).

Это то, что касается рамок консультаций, но вопрос о том, как же работает психоаналитик остается.  Итак, базовые правила работы любого аналитика:

  1. Необходимо говорить все, что приходит в голову. Пациенту предлагается в качестве обязательного условия лечения предельно откровенно говорить буквально обо всем, не критикуя свои мысли, ощущения, воспоминания, сновидения и ничего не скрывая от психоаналитика. Как правило, при общении с другими людьми (в этом отличие психоанализа от обычного разговора) человек действует таким образом, что старается не терять нить своего рассказа и с этой целью отбрасывает все посторонние и мешающие мысли, которые ему приходят на ум. На сеансе же, если во время рассказа у клиента появятся различные мысли, воспринимаемые им как абсурдные, не логичные, вызывающие смущение, робость, стыд или какие-либо другие неприятные чувства, то пациент не должен отбрасывать их под влиянием критических соображений, ни скрывать их от аналитика. Причем говорить именно то, что представляется неважным, второстепенным, вводящим в смущение. Предлагается представить себя, например, в качестве путешественника, сидящего у окна вагона железной дороги и описывающего находящемуся внутри вагона виды, проносящиеся перед его взором.

Через эти описания мы стараемся понять скрытые смыслы, источники, историю проблемы, скрытые душевные силы, относящиеся к проблеме клиента.

  1. Для того чтобы облегчить это самонаблюдение клиенту и перелагается удобно лечь на кушетку. Так чтобы он не видел лица аналитика и его вид не отвлекал от следования основному правилу. Клиент может начать сеанс с того, чего захочет сам. Будет ли это описание того, что произошло на прошлой неделе, его мысли, эмоции, ощущения, действия, относящиеся к нему самому, его близким или же аналитику.
  2. Преодоление сопротивления. Лечь и начать говорить все, что приходит в голову может являться очень сложным занятием (и даже отталкивающим, как в случае с моей знакомой, описанном в самом начале), т.к. этому будут мешать различные психические явления, сложившиеся у человека в течение его жизни, особенно на раннем этапе. И важно их увидеть, рассмотреть историю их возникновения, понять для чего они были созданы, и какая выгода может быть человеку от их использования, и они связаны с проблемой клиента.

     И то, насколько человек научится свободного говорить о том, что происходит с ним, понимать самого себя, распознавать, преодолевать мешающие сопротивления, настолько свободнее он станет от своей проблемы[*].

 

[*] В статье использованы материалы тренинга «Техника ПА», автор: Низамов В.А.